среда, 29 ноября 2006 г.

Маркетинг и Мораль

Автор: Сет Годин (Seth Godin); Перевод: Константин Горобець

А не оксюморон ли это?? Можно ли заставить специалиста по маркетингу быть морально ответственным?
Давайте начнем с самого начала:

Маркетинг работает.
Маркетинг (использование времени и денег для создания и распространения легенды) работает. Люди давно не принимают рациональных решений, решения принимают эмоции, то есть, процесс принятия решения находится в прямой зависимости от количества времени и денег, потраченных специалистами по маркетингу.
Если Ви согласны с этим (если нет, - нам нужно будет с Вами это обсудить...) мы можем приступить ко второй части довода:

Ваш маркетинг изменяет направление человеческой деятельности.
Не полностью, конечно. Вы не сможете заставить младенца курить сигары и не сможете превратить Оклахому в «голубой штат». Но, как минимум, особенно в случае если Ваш товар или услуга имеют какую-то первичную связь с Вашими покупателями, вы действительно можете изменить то, что делают люди.

Теперь становится тяжелее. Тяжелее находить еще какие-либо аргументы: "Мы же просто даем взрослым умным людям возможность свободного выбора." Нет, нет и еще раз нет! Ведь Вы проводите маркетинг таким образом, что Ваш продукт, в любом случае имеет преимущества. Все знают молоко. Молочники не будут тратить $60 млн. в год, рекламируя молоко, только для того, что бы мы с вами имели возможность свободного выбора: покупать молоко или не покупать. Но они делают это потому, что объемы молока действительно растут.

Какая огромная ответственность!
Если Вы хороший специалист по маркетингу (или даже хуже того, отличный специалист), это значит, что Вы ответственны за то, что Вы продаете. Когда Вы начали продавать этот продукт, большинство было продано.

Я не столь влиятелен, что бы сидеть здесь и говорить Вам о том, что рекламировать сигареты, водку или другие товары, формирующие плохие привычки это плохо. Ми просто должны осознать, что это наш выбор и наша ответственность. Как специалисты по маркетингу мы имеем достаточно силы, что бы изменять порядок вещей, и то, как мы используем эту силу - это наша ответственность. Не ответственность ринка, не ответственность Вашего боса - Ваша. Наша.

Этика маркетинга вот в чем: Вы должны подняться и доказать всем, что все то, что вы делаете верно. "Предлагая Вам этот продукт, в чудесной упаковке, я осознаю то, что забочусь о быстром наполнении свалок и только, но все же я продолжаю Вам его настоятельно рекомендовать". Некоторые маркетологи могут сказать: "Послушайте, а ведь рынок переполнен. Это не мое решение".

А вчера звонил телефон. Запись на автоответчике гласит: "Извините за беспокойство. Этот звонок предназначается для записи на автоответчик." Затем запись прерывается. На самом деле, маркетологи не извиняются. Они просто используют свою рыночную силу для того, что бы игнорировать регистрацию и нарушить распорядок моего дня (с помощью автоответчика или каким-то иным способом), эгоистично стараясь продать мне что-то. Не имеет никакого значения законно это делать или незаконно - это, по меньшей мере, неуместно. Так же, как и специалистам по маркетингу в «Marlboro» нужно осознавать то, что, будучи хорошими специалистами, они смогут дать своим детям хорошее образование, но в то же время они убивают тысячи людей. Это выбор. Их выбор!

Мы несем ответственность за то, что мы продаем и как мы продаем. Мы несем ответственность за результаты (в т.ч. и негативные) своих действий.
Это наши решения. Не важно, что это за решения, Вы должны быть ответственны за них. Если Вы не в состоянии взглянуть правде в глаза, продавайте что-то другое.

Оригинал: http://sethgodin.typepad.com/seths_blog/2006/08/marketing_moral.html




Литература по теме:
Доверительный маркетинг, Сет Годин.

Доверительный маркетинг Аннотация: Написанная ярким и лаконичным языком книга Сета Година — вице-президента Yahoo! по прямому маркетингу — показывает, как компании могут сделать из незнакомца друга и затем превратить его в покупателя.
Каждый человек стремится разумно тратить свое время. Заметить новый товар, уделить ему внимание — это, безусловно, сознательный акт. Поэтому, чтобы продать товар покупателю в будущем, нужно заручиться его согласием на покупку. Это можно сделать, вовлекая клиента в диалог, т. е. двухстороннюю связь. Вместо того чтобы просто прерывать трансляцию телевизионного шоу для показа своей рекламы или без предупреждения вторгаться в жизнь покупателя телефонными звонками или письмами, маркетолог будущего вначале попытается получить согласие покупателя на участие в продаже. Возможно, покупатель разрешит вовлечь себя в процесс из интереса к конкретному изделию, а может, Вы просто предложите покупателю какое-то вознаграждение или льготу в обмен на его согласие.
Суть метода в том, что потребителя можно неоднократно вовлекать в маркетинговый процесс. Маркетинг в интерактивном мире — это сотрудничество, где маркетолог помогает потребителю купить, а потребитель помогает маркетологу продать.
Книга ориентирована на специалистов по маркетингу и рекламе, а также на студентов и преподавателей экономических вузов.

Купить книгу в Украине

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Так что ж теперь, не работать на Marlboro? Мне кажется, что все-таки, ответственность лежит на покупателе, ведь это его выбор!! Я всего лишь выполняю свою работу, вот и все. Ну, скажем, что б просто переманить клиентов от конкурентов и все.

Андрей Харук комментирует...

Тем не менее, если маркетолог не расскажет покупателю о товаре, то последний его и не купит, ведь так?

Анонимный комментирует...

Маркетологи у руля. Вечный конфликт морали и денег. О том, кто победит догадываются только пессимисты. А тем временем люди продолжают выбирать, но только немногим это делать становится все труднее и труднее?
Если это действительно вопрос выбора, то только для специалистов по маркетингу.